|

home


Вторая рабочая встреча Форума состоилась в апреле 2005 г. Прочитать протокол.

Форум отправил письмо правительствам Российской Федерации и США, требуя заключение международного договора. Прочитать сообщение.

 

Берингово море в опасности

Факты

· Из Берингова моря поступает свыше половины морепродукции, потребляющейся в США.


· Экологические и климатические изменения в беринговоморском регионе разрушают традиционный уклад жизни коренных жителей.


· Свыше половины рыбы, вылавливающейся в российской части Берингова моря, промышляется нелегально или браконьерами.


· Хотя экосистема Берингова моря едина, две страны не сотрудничают в вопросах ее управления.


· Обеднение беринговоморских экосистем усугубляется глобальным потеплением климата.


· За последние 20 лет популяция сивучей, некогда многочисленная в Беринговом море и в Северной Пацифике, сократила свою численность на 80% .


· Прибыли от промысла рыбы в Беринговом море в основном идут в крупные рыболовные компании, разоряя мелкие рыбацкие поселки.


Берингово море является продолжением Тихого океана на север, где оно занимает площадь 878 тыс. кв. миль между Россией и Аляской. Оно отграничивается на юге Алеутскими островами, а Берингов пролив отделяет его от Арктического Океана. Это третье по величине море мира, и уникальное сочетание его природных особенностей – наличие мелководных континентальных шельфов и сезонный характер оледенения, - сделали его одним из самых продуктивных промысловых зон мира.

Западная часть Берингова моря, в пределах 200 миль от берега, является Российской территорией, восточная же принадлежит Соединенным Штатам Америки. Сектор, расположенный между 200-мильными зонами обеих стран, известен как «Донутская дыра» и считается международными водами. Он занимает 10% площади Берингова моря.

Проблемы Берингова моря

· Огромные рыбозаводы ведут промысел некоторых видов рыб в Беринговом море в хищнических объемах, часто нелегально.

Из Берингова моря поступает свыше 50% рыбы, потребляемой в США. От Берингова моря как источника пищи зависят также Россия, Япония, Южная Корея, Тайвань, Польша и другие страны. Дикие лососи и палтус можно встретить в дорогих ресторанах, а минтай перерабатывается в «крабовые палочки», широко использующиеся в рыбных бургерах в сети ресторанов быстрого питания и продающиеся во всех магазинах.

С целью повышения эффективности, промышленный промысел в Беринговом море ведут самые гигантские рыбозаводы. Здесь используются огромные суда с современными локационными системами для поиска рыбных стад, которые выбирают их огромными сетями, иногда длиной с высоту небоскреба. Эти массивные суда не только выбирают тонны рыбы за один прием, но еще разрушают тралением дна чувствительные подводные биотопы, необходимые для поддержания всех живых организмов Берингова моря. В результате сплошного траления многие виды - такие как краб и окунь,- серьезно сократили свою численность по всей акватории моря, а запасы минтая год от года изменяются непредсказуемо. Некогда многочисленный минтай испытал особенно резкий спад в западной части Берингова моря, где вырос объем нелегального промысла, ныне почти в 1,5 раза превышающего квоты, выделяемые Российским правительством. В восточной части Беринговоморского региона уловы снежного краба с 1999 года снизились на 85%.

Квоты на промысел разных видов рыб в Беринговом море устанавливают государственные службы - Национальная служба морского рыболовства США и Госкомрыболовство РФ. Эти квоты устанавливаются, исходя из оцененных запасов рыбных популяций, и при правильном их определении и строгом соблюдении система квот могла бы поддерживать здоровое состояние моря. Однако по обеим сторонам Берингова моря у системы квот масса проблем.

В восточной, американской части Берингова моря квоты определяет Северо-Тихоокеанский совет по управлению рыболовством (СТСУР). В отличие от почти всех других американских государственных служб, СТСУР освобожден от следования обычным нормам, предотвращающим возникновение конфликта интересов. В результате в состав СТСУР входит несколько представителей крупных рыболовных компаний, тех же самых, что занимаются промыслом.

В западной, российской части моря, промысел опутан коррупцией и слабо контролируется регуляторными органами. По оценкам, объем вылавливаемой в российских водах рыбы превышает квоты как минимум в 1,5 раза. Это происходит из-за интенсивного браконьерства, причем в торговлю рыбой вовлечена российская мафия. Российская пограничная служба очень плохо финансируется, и в результате контролирование промысла иногда сопровождается насилием. Весной 2002 года старший офицер Российской Погранслужбы, ответственный за борьбу с браконьерством, был убит в своей квартире зажигательной бомбой, а стычки в море между промысловыми и инспекционными судами стали обычным делом. Береговая служба США и Пограничная служба РФ уже предприняли важные попытки сотрудничества. Однако пришло время усилить эти действия, и включить в них другие ведомства и жителей региона.

· Хотя экосистема Берингова моря едина, две страны не сотрудничают в вопросах ее управления.

Берингово море принадлежит США и России, а «Донутская дыра», или международная зона вне американских и российских вод, считается общим достоянием. Однако ни животные, населяющие эти воды, ни течения не признают никаких границ. Хотя государственные ведомства двух стран часто встречаются и заключают международные соглашения по этому региону, и хотя ученые из всех стран часто устраивают международные совещания и конференции, в беринговоморских поселках для развития экологически оптимального природопользования реально делается очень мало. Действительно, государственные чиновники и жители России и США часто не имеют базовой информации о состоянии запасов, и о тех работах по контролированию ресурсопользования, что ведутся на другой стороне Берингова моря – а это необходимые предпосылки принятия ответственных управленческих решений. В результате получается разрыв между тем, что принимается по международным соглашениям, и как эти соглашения реализуются.

· Экологические и климатические изменения в беринговоморском регионе разрушают традиционный уклад жизни коренных жителей.

На берегах Берингова моря с давних пор селились разнообразные коренные народы. Хотя именно эти коренные поселения оказались невостребованными, а их интересы - неучтенными в управлении этим регионом, они чаще всего и являются той стороной, которая больше всего страдает от неправильных решений. В связи с тем, что многие коренные народы живут за счет ресурсов Берингова моря, они напрямую зависят от состояния популяций рыб и морзверя. С каждым годом эти объекты питания становятся все труднее и труднее добыть. Те акватории, что раньше покрывались льдом, сейчас покрыты лишь тонкой коркой, что приводит к частым несчастным случаям на охоте и проваливанию под лед. Целые деревни, находящиеся сейчас в зоне тонкого льда, оказались буквально на грани существования и исчезнут, если летом лед станет еще тоньше. Группа ученых, проведшая год на борту ледокола, сделала вывод о том, что круглогодичные паковые льды, что раньше поддерживали морских млекопитающих и охотящихся на них эскимосов, могут через 50 лет полностью исчезнуть.

· В тканях человека, рыб и животных, живущих в Арктике и в беринговоморском регионе, несмотря на их удаленность от промышленных центров, найдены токсичные загрязняющие вещества, такие как ртуть.

На первый взгляд, Берингово море кажется девственно чистым водоемом. Однако в последние годы здесь наблюдалась необъяснимая форма загрязнения, известная как «перманентные органические загрязнители» (POPs). POPs – это токсические вещества типа ДДТ, полихлорированных бифенилов и диоксина, которые проникают в беринговоморские экосистемы, несмотря на то, что не используются в этом регионе. Ученые считают, что эти вещества мигрируют на большие расстояния через воздушные массы из России, Северной и Южной Америки и Азии. В рыбе, белых медведях и косатках найдены повышенные концентрации этих веществ. В тканях взрослых эскимосов, живущих в удаленных поселках Арктики и Берингова моря, концентрация полихлорированных бифенилов в семь раз превышает тот уровень, что выявлен у взрослого населения в других частях Северной Америки.

· Обеднение беринговоморских экосистем усугубляется глобальным потеплением климата.

В последние несколько десятилетий беринговоморский регион оказался под действием глобального потепления, спровоцированного сжиганием ископаемого топлива. За последние 100 лет Арктика потеплела на 10 градусов по Фаренгейту (около 5 градусов по Цельсию), что в десять раз превышает средний уровень потепления на Земле. Кардинальные перемены произошли в климате беринговоморского региона и вообще всего Севера. За последние 10 лет были расстроены все климатические рекорды, а местные жители впервые отмечали такие необычные явления, как электрические бури. Это приводит к резким изменениям в температуре вод. В 1997 и 1998 годах наблюдалось настолько сильное потепление вод, что обширные части акватории Берингова моря подверглись «цветению» - беспрецедентному развитию водорослей. Многие ученые считают, что именно эти изменения повлекли за собой резкое сокращение численности животных организмов Берингова моря.

· Популяции морских млекопитающих и птиц резко сократили свою численность.

Некогда Берингово море было раем для многих видов морских млекопитающих и птиц. Однако за последние десятилетия многие характерные виды Беринговоморья испытали резкий спад численности. Популяции сивучей, например, с 1980 года сократили свою численность на 80% и более, что вызвало введение в США ограничения на промысел минтая, а морские котики сократили свою численность на 50%. Аналогичные сокращения численности морских млекопитающих все чаще наблюдаются в западной части Берингова моря. Спады численности отмечены также и у морских птиц - тонкоклювой и толстоклювой кайры и обыкновенной и красноногой моевок.

· Прибыли от промысла рыбы в Беринговом море в основном идут в крупные рыболовные компании, разоряя мелкие рыбацкие поселки.

Американская часть Берингова моря принесла в 2000 году свыше миллиарда долларов доходов. Однако в процессе эволюции рыбной промышленности от мелкого семейного промысла к крупным компаниям, покупающим рыбу у тяжелых траулеров, местная экономика многих рыболовецких поселков вокруг Берингова моря оказалась под ударом. Большинство крупных промысловых судов, занимающихся переработкой рыбы в море, принадлежат компаниям, базирующимся в штате Вашингтон, а многие береговые перерабатывающие предприятия Аляски принадлежат зарубежным хозяевам. Большая часть рабочих мест на этих рыбоперерабатывающих установках отдана не резидентам Аляски, так как они работают за зарплату на 15% меньше среднего аляскинца. Это привело к оттоку трудовой силы, часто коренных жителей, из деревень в города, и к гибели сельского уклада жизни.